Историческая память — осознание себя на обыденном уровне как частицы сначала рода, потом княжества, царства — в традиционном обществе развивалась в мифопоэтических формах (в народных сказаниях, семейных преданиях, исторических песнях и в протонациональных идеологемах Московского царства). Теперь же поиск оснований общности граждан страны (по крайней мере их критической массы) приобретал новые формы. Массовые представления об общей истории (и общей судьбе) должны были лечь в основу национальной идентичности, причем движение шло с двух сторон: из центра — усилиями государственных и общественных деятелей и с мест — от локальных сообществ.
С самого начала XVIII века Академией наук была инициирована работа по описанию территории, населения и хозяйства Российской империи. В 1724 году был издан указ о составлении гербов всех русских городов, и в связи с этим начались запросы исторических сведений от местных городских властей, рассылка анкет. Но возвращавшиеся из губерний материалы показывали, что собственно об истории прошлых веков на местах известно крайне мало, сведения неравномерны и сводятся к легендам и преданиям.
Однако просвещение и образовательная политика делали свое дело: продвижение локальной истории шло силами местных «антиквариев» и краеведов, просвещенных дворян, новой культурной среды русской провинции. Показательное явление, связанное со значительной активностью и с продвижением «коллективного прошлого», — ряд коллективных прошений (в 1820-х годах) с мест императору на открытие памятников уроженцам городов, внесшим заметный вклад в общерусское дело: они воплощались в монументы Минину (в Нижнем Новгороде), Ришелье (в Одессе), Демидову (в Ярославле), Карамзину (в Симбирске), Ломоносову (в Архангельске) и др. (часто — по всероссийской подписке).
Рост внимания центра к местным достопримечательностям продемонстрировала организация первой в России историко-археологической экспедиции по провинциальным городам: плодом проекта 1809 года были описания и четыре огромных альбома акварельных зарисовок.
Хотелось бы обратить внимание и на частную инициативу из центра — журнал «Отечественные записки», который был первым историко-археологическим и краеведческим журналом страны. Его в течение 12 лет издавал П.П. Свиньин, сделавший объектом своего внимания культурные и этнографические особенности разных краев России, поддержание местной исторической традиции. Описывая провинциальный город и подчеркивая его древние традиции и новые прогрессивные культурные явления, Свиньин влиял на процесс осознания горожанами себя субъектом и частью общерусского процесса (но в первую очередь «обществом градским», имеющим давнюю историю) и, с другой стороны, своими текстами привлекал внимание к истории провинциальных городов столичных читателей.
Эти и другие явления лежали в русле подъема национального самосознания, начавшегося еще в XVIII веке и особенно усилившегося после 1812 года.
Похожие события